
В преддверии дня Победы мы с гордостью говорим о ветеранах Великой Отечественной войны, но хочется вспомнить и о детях, которым выпало страшное, голодное детство, опаленное войной. Это поколение тесно примыкает к ветеранам и помнит военное и послевоенное время.
«Дети войны» — это поколение нынешних бабушек и дедушек. Война отняла у них светлое и радостное детство, искалечила детские судьбы, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Их детство прервалось 22 июня 1941 года.

В Лермонтовском комплексном центре социального обслуживания населения на обслуживании состоят 83 получателя социальных услуг со статусом дети войны. Надо сказать, что они с небольшой охотой делятся воспоминаниями о своем военном детстве, но некоторых все же удалось разговорить.
Полянская Елена Ивановна, 1938 г.р. Росла я в военное время, у меня было 12 братьев, их всех призвали на фронт в 1942году. Вернулись с фронта только отец и младший брат. Во время войны жили мы очень тяжело. Помню, всегда хотелось есть. Кушать было нечего, поэтому собирали клевер, крапиву, иван-чай, копали корни солодки, мололи муку и пекли лепешки. Чтобы хоть как-то прокормиться, лазили по деревьям, из птичьих гнезд доставали яйца, после готовили из них еду. В Буденновске, где я жила, послевоенные годы были самые голодные, но никто не жаловался, все понимали, что это временное явление, скоро наступит мир и все будет хорошо.
Васильева Валентина Николаевна, 1945 г.р. Отец был демобилизован с фронта в 1943 году по ранению в ногу, долго лечился, была ампутирована часть стопы, носил ортопедическую обувь. После курса лечения отец стал работать в колхозе станицы Суворовской ветеринаром, сутками находился на ферме. Я себя помню с 3 лет, огород и домашнее хозяйство было на мне. Прополка, уход за кроликами, утками, курами - это все было моей обязанностью. Еда была всегда самая простая, все-таки хозяйство было свое, но запомнилось мне одно лакомство, которым меня угостили. Это был соевый жмых, его называли «макуха», похож на современный батончик. Это было так вкусно, кажется, я до сих пор ощущаю этот неповторимый аромат и сладость. Было ли детство тяжелым, я не помню, но было радостно, что есть любящие родители, которые всегда рядом, ведь далеко не каждая семья была полной. Так что мне в этом смысле повезло.
Лобанова Таиса Андреевна, 1936 г.р. В 1942 году маму и меня 5-летнюю эвакуировали из г. Сухуми в Краснодарский край. Нашли прибежище у родственников в ст. Казанской. Мама устроилась работать на мельницу в совхозе «Кубань», и я ходила вместе с ней на работу, помогала в силу своего возраста. В это время нам сообщили о смерти моего отца, он работал на стройке в Сухуми, попал под бомбежку, так я лишилась папы, а мама мужа. Вскоре после этого мы переехали в Минераловодский район, купили небольшой домик и жили там до конца войны. Я была единственным ребенком у матери, жила, как и все дети военного и послевоенного времени, и мне кажется, что детство было счастливым.
Дети войны ‒ это особое поколение. Они провожали своих отцов на войну и ждали весточки с фронта. С надеждой вглядывались в горизонт и в лица взрослых, не замечая, что и сами за несколько дней или месяцев повзрослели на десятки лет. Они заменяли своих родителей в поле и у станка, работали наравне со всеми и пытались учиться, потому что знали и верили ‒ война закончится, и им нужно будет жить дальше. |