Дети войны ‒ это особое поколение. Оно не знало детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Они провожали своих отцов на войну и ждали весточки с фронта. С надеждой вглядывались в горизонт и в лица взрослых, не замечая, что и сами за несколько дней или месяцев повзрослели на десятки лет. Они заменяли своих родителей в поле и у станка, работали наравне со всеми и пытались учиться, потому что знали и верили ‒ война закончится, и им нужно будет жить дальше.
В Лермонтовском комплексном центре социального обслуживания населения на учете состоят более 80 детей войны. Вот жизненные истории 2 женщин, детство которых пришлось на самые тяжелые военные годы.
Зотова Мария Васильевна 1929 г.р.
«Росла я в военное время, жили мы очень тяжело. Мама в войну заболела тифом, лекарств не было, болезнь перешла в тяжелую форму воспаления легких. Мама умерла. Остались мы втроем: две сестры 1925 и 1927 года рождения. Своего жилья у нас не было, жили на квартире в станице Баклановской Изобильненского района. Помню, всегда хотелось есть. Сестры были постарше и на них была главная забота о том, чтобы хоть как-то себя обеспечить. Косили траву, потому что уже тогда завели корову, нужна была заготовка сена. Настало время идти в школу, обо мне побеспокоилась учительница, но ей сказали, что у меня нет одежды. Тогда из района приехали и привезли мне одежду. Я с отличием закончила школу, потом техникум, тоже с отличием, проработала до самой пенсии медсестрой».
Писцова Вера Гавриловна 1935 г.р.
«Жили мы семьей из шести человек в станице Краснокопской Краснодарского края. Троих братьев и отца отправили на войну. Отец перед уходом на войну выкопал нам окоп, чтобы во время бомбежек мы могли прятаться. Я была очень шустрой девчонкой, должна была все увидеть и узнать. Если на работу немцы гнали военнопленных, то мы, дети, бросали им хлеб, немцы нас иногда отгоняли, но мы все равно проделывали это каждый раз, когда видели наших солдат. Когда немцев прогнали, мама пошла на работу в офицерскую столовую, я ей помогала. Брат Гриша вернулся в 1945 году, отец в 1947 году. Двое братьев погибли, один под Сталинградом, другой при прикрытии Ладожского озера. После войны переехали в Невинномысск. Позднее отца направили по работе на Дальний Восток, куда мы ехали в товарном вагоне полтора месяца».
Слушаешь этих пожилых женщин и понимаешь, что в них есть какая-то особая сила и вера в лучшее, которая присуща только сильным и мудрым людям. Поэтому хочется сказать: низкий поклон всем тем, кто пережил эти страшные годы и спасибо всем тем, кто боролся за наше будущее.
|