Одной из важнейших форм социальной защиты пожилых людей является социальное обслуживание на дому. Клиентами этого отделения являются люди, частично утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянной поддержке. Есть перечень услуг, которые предоставляются получателю социальных услуг. Все просто и понятно: покупка продуктов питания и товаров первой необходимости, уборка жилого помещения, оплата коммунальных услуг, помощь в приготовлении пищи, формирование позитивного мировоззрения и т.д. и т.п. За сухим перечнем услуг стоят люди, которым нужна каждодневная помощь, а она гораздо шире и многообразнее. Да, несомненно, нужны продукты, уборка, гигиенические услуги. Но зачастую более важным является доброе слово чуткого и понимающего социального работника. Это очень непросто проникнуться проблемой и выслушать пожилого человека, который ищет сопереживания и внимания.
В Лермонтове пенсионеров по возрасту 26% от населения города. Когда видишь пожилого человека, передвигающегося с трудом, сразу хочется помочь поднести сумку, спросить, нужна ли помощь или предложить услуги социального работника. Зачастую получаешь отказ, понимая, что пожилые люди хотят как можно дольше самостоятельно себя обслуживать, а услуги соцработника воспринимают как констатацию своей беспомощности.
Поэтому социальный работник, зная психологию пожилого человека, должен рассказать о том, что именно он поможет в решении бытовых проблем, а для улучшения здоровья и физической активности останется больше времени, и прогулки на свежем воздухе будут не с хозяйственными сумками, а со скандинавскими палками, налегке. Дома же у него будет набор продуктов питания, приготовлен вкусный обед, убрана квартира, одним словом все то, что пожелал получатель социальных услуг, жизнь становится более комфортной и легкой.
В Лермонтовском комплексном центре социального обслуживания населения 320 получателей социальных услуг, все они окружены заботой и вниманием социальных работников. Длительные отношения «клиент-социальный работник» переходят из официально-деловых в родственные, поскольку у некоторых клиентов уже нет родных или они находятся далеко за пределами города. Правда не единичны случаи, когда родственники забывают о пожилых родных, и тогда только социальный работник является поддержкой и опорой, даже провожает в последний путь.
Если проследить весь день социального работника, то получается, что он ежедневно проживает жизнь 4-5 человек, а о своей, зачастую наполненной переживаниями, забывает. Но на то он и социальный работник, чтобы своим присутствием и действиями помочь человеку чувствовать себя под надежной защитой, дать ему возможность жить, а не существовать.
Любое уважающее себя государство должно заботиться о своих детях и стариках. Будущее и прошлое взаимосвязаны. И если кто-то считает, что «старикам здесь не место», то он глубоко заблуждается, потому что все наши мысли и действия имеют эффект бумеранга. Считаем, что по уровню престижности профессия социального работника должна находиться на высоком уровне. Престижность означает и высокую зарплату, и высокую меру ответственности, а уж поверьте, что этой ответственности у наших социальных работников предостаточно, случайные люди здесь не задерживаются |